Get Adobe Flash player
Главная Кобудо История кобудо

Авторизация

У Вас появилась возможность пользоваться рубрикой "ДОКУМЕНТЫ". Зарегистрируйтесь.



Баннер

контакты

 

   karate52@karate52.ru

 +7(910)790 28 40

  tegami71

441209409

История кобудо

В конце XVI века предания донесли имя непобедимого бойца Яра из деревни Чатан. Сын деревенского старосты Яра подростком был отправлен в Китай, где усердно изучал цюань-шу (школы «внутреннего направления» Син-и и систему цигун). По возвращению на Окинаву он открыл в родном селенье небольшую школу тэ и оставил в наследство потомкам черезвычайно эффективные комплексы упражнений с посохом и трезубцем – Чатан Яра бо ката, Чатан яра сай ката.

В середине XVIII века известным мастером был Сакугава Тодэ из Аката. Он специализировался в технике работы с палкой и создал ката Сакугава но Кон. Позже один из его учеников, Гинован Тунчи, вдохновленный этой ката, разработал свою собственную — Гинован но Кон. Сакугава передал свое искусство Тинэну Пэйчину, а тот своему сыну, Тинэну Санда. Этот последний имел четырех основных учеников, среди которых выделяется Ябику Модэн (1882— 1945). Мастер Ябику занимался также под руководством Канакусику Санда (1841—1926), а его учеником был Тайра Синкэн. Канакусику известен как основатель школы Уфучику. Кроме Ябику Модэна, его учениками являлись Такахаси Сабуро, Кина Сёсэй и пятеро собственных сыновей.

Еще один выдающийся мастер прошлого, это Сакияма Китоку (известный также под именами Сакияма Таро и Сакияма Вакуда), учившийся у китайского мастера У Лу-циня. Сакияма передал свое искусство Куниёси Синкичи. Современник Хигаонны Канрё, с которым его связывала дружба, Куниёси, известный как «буси» (воин) и еще как Куниси, разработал несколько ката. Среди них Куниси но Бо и Куниси но КумиБо.

Последний выдающийся мастер довоенного периода, это Матаёси Синко (1888—1947), учителями которого были Хига Танмэй (он же Кусикава Тиракава) и Ирэ Мосикава. Кроме того, он несколько лет учился в Китае.

 

Тайра Синкэн - основатель современного кобудо

 

Главным систематизатором старинных стилей кобу-дзюцу стал мастер Тайра Синкэн (1897—1970). Родившийся в селении Накадзато на удалённом острове Кумедзима и получивший при рождении имя Маедзато Синкэн.

Тайра был вторым сыном в семье, в которой, кроме него, были два мальчика и одна девочка, но ещё в детстве он был отдан для усыновления. В те времена усыновление было в Японии обычной практикой, особенно когда приемными родителями ребёнка становились бездетные родственники, получавшие таким образом возможность продолжить имя рода.

По одним сведениям, к занятиям с оружием Тайра приобщил его дед, Канегава Гиму (1862-1921), который считался специалистом в использовании двух серпов (ничо кама), кастета (теко), суручин (цепи с грузом), щита и мачете (тинбэй дзюцу). Однако другие источники приводят собственные версии его воспитания. (Краткая биография тайра была представлена в Наха в 1976 году в программе мероприятий, посвящённой седьмой годовщине его смерти. Предложенная в версии Рюкю Кобудо  Ходзон Синкокай, Дзен Окинава каратэдо Рэнмэй и газеты «Рюкю Симпо», она считается наиболее достоверной).

 После получения обязательного образования в сельской начальной школе в Накадзато Тайра оказался предоставленным сам себе. Получив работу на серных разработках на соседнем острове Минадзима, Тайра отдавал ей все силы, пока едва не окончившееся смертью происшествие не изменило в корне его судьбу. В тот трагический день Тайра чудом остался в живых, лишь по счастливой случайности не угодив под сорвавшуюся балку перекрытия шахты, в которой он работал. Заваленный валунами, он в конце концов, сумел выбраться на поверхность. Хотя Тайра не погиб, без травм не обошлось. 

 Получивший многочисленные ранения и ушибы, а также сломавший ногу, в результате чего он на всю жизнь остался хромым, Тайра не мог продолжать  работу в шахте и был вынужден вернуться на Кумедзима.

После продолжительного лечения Тайра нашёл другую работу на Кита-Дайтодзима, но, в конце концов, из-за насмешек и дурного обращения с ним других рабочих емц пришлось оставить и её. Глубоко оскорблённый издевательствами, которые ему пришлось переносить, Тайра дал себе слово перебороть недуг и изменить свою жизнь.

Вся культурная и экономическая жизнь Японии была сосредоточена в столице, поэтому начинать новую жизнь Тайра решил в Токио. Как и многие другие молодые люди, жившие в Японии в эту переломную эпоху, Тайра был наслышан о Кано Дзигоро и мечтал посвятить себя изучению дзюдо, чтобы набраться сил, укрепить характер и преодолеть физическую неполноценность. Однако на первом плане, опережая его стремление заниматься будо, стояла задача поиска работы, способной предоставить средства к существованию, и скромного жилья.

К счастью, подобно другим жителям Окинавы, устремившимся в столицу, Тайра нашёл подходящее жилище в Месэй Дзюгу (район выходцев с Окинавы в Косикава Суйдобаси). Именно там он впервые встретился со своим земляком Гитином Фунакоси, одним из ведущих специалистов Окинавы в развитии и пропаганде каратэ в округе Канто.

К сентябрю 1922 года Тайра Синкэн стал дэси ("внутренним учеником") у Гитина Фунакоси, усердно удовлетворяющим свои амбиции в изучении каратэ-дзюцу. Прилежность, старательность и настойчивость Тайра в занятиях не только восстановили его здоровье, но и превратили его по физическим данным буквально в циркового силача.

            За те годы, которые Тайра провёл под руководством Фунакоси, он успел близко познакомиться с другими выдающимися мастерами Окинавы, приезжавшими в столицу. Семь лет занятий у Сэнсэя Фунакоси не только обеспечили Тайра основательную физическую базу, но и раскрыли перед ним новые горизонты.

 В 1929 году Тайра начал изучать кобудо непосредственно у Ябику Модена, который был тогда главным специалистом этого вида в Японии.Три года спустя, в 1932 году, Тайра перебрался в префектуру Гунма, где открыл свой первый додзё в курортном городке Икахо. В августе следующего года во время семинара в додзё Икахо, сэнсэй Ябику наградил Тайра собственным сихан мэнкё (сертификат учителя). Не проходящую страсть к учению Тайра  могли, казалось, удовлетворить только все новые исследования и приобретение новых знаний. Получив всё, что  мог дать ему мастер Ябику, Тайра, стремясь продолжить своё образование, обратился к сэнсэю Фунакоси, посетившему в 1933 году его додзё в Икахо, с просьбой рекомендовать его в ученики к Мабуни Кэнва. Стараниями сэнсэя Фунакоси в 1934 году Тайра стал учеником Мабуни.

У Мабуни Кэнва Тайра научился бо дзюцу Суеёси, Уразое и Сесоко. Также он научился сай дзюцу Хамахига и Хантагува. Среди наиболее известных сторонников ситорю Мабуни, поддержавших движени Тайра, были Сакагами Рюсо (Итосуха), Куниба Сиёго (Мотобуха), Хаяси Тиэруо (Хаясиха), Кониси Ясухиро (Синдо Дзинэн рю) и сын самого Мабуни, Кэнэй (Ситокай).

             Даже обретя множество последователей в округах Кансай и Канто, Тайра всеми силами стремился на родину. Он вернулся на Окинаву в 1940 году, где продолжил свою исследовательскую и преподавательскую работу. Однако в 1944 году разрушительные последствия войны коснулись и Окинавы, разлагая моральный дух жителей острова.

 Сэнсэй Тайра объединил своих учеников и представителей местного населения в единую команду, задачей которой было вселить уверенность и надежду в своих сограждан. Вернувшись после окончания войны в свой родной город Кумедзима, Тайра при поддержке союзников помогал восстанавливать то, что не было до конца разрушено во время военных действий. Тайра снискал глубокую признательность земляков своими самоотверженными усилиями помочь всем, кто нуждался в его поддержке.

Летом 1948 года, обогатившись новым жизненным опытом, Тайра Синкэн  возобновил свою кампанию по возрождению древнего боевого наследия Окинавы. Результатом его знакомства с Камия Дзинсэй (1894-1964) стало, то что к своему и без того обширному арсеналу знаний Тайра добавил бо дзюцу Чоун, Соёси и сай дзюцу Ярагува.

Понимая, что масштаб изучаемого им наследия простирается далеко за пределами возможностей одного человека, Тайра решил основать организацию, усилия которой были бы направлены на поддержание его кампании. В 1955 году в целях сбора,  сохранения и пропаганды народного боевого наследия Окинавы Тайра провозгласил  о создании Рюкю Кобудо Ходзон Синкокай. Основав эту организацию, сэнсэй Тайра отправился в столицу на поиски авторитетных покпровителей.

На главном острове Японии Тайра установил тесные контакты с Мабуни,  Кониси, Сакагами, Хаяси и Куниба, благодаря чему он получил уникальную возможность расширить границы своих исследований. Обосновав важность изучения кобудо и родственного ему даредо, он сумел заручиться поддержкой своих сторонников по всей стране.

            На Окинаве созданная им организация также не испытывала недостатка в последователях. Тем более не все многочисленные сторонники этого движения занимались исключительно под руководством Тайра. Тайра привлекал в свою организацию многих известных преподавателей каратэ, которые в смешении проповедуемых ими стилей исследовали новые возможности использования древнего наследия владения оружием.

 Не будет преувеличением сказать, что усилия Тайра по возрождению и пропаганде древнего культурного наследия были поистине неисчерпаемыми. На Окинаве его кампания в конечном итоге завоевала всеобщее признание. В результате его стараний организации стали покровительствовать такие мастера, как Хига Райсуке, Хига Сэйчиро, Хига Дзинсабуро и Акаминэ Ёхэй. Ученики Тинэн (Ямане) Санда, эти специалисты выполняли в организации функции специальных консультантов, благодаря чему движение Тайра значительно обогатилось опытом и разнообразием стилей.

Блягодаря своей необычной популярности и широкому распространению движения Тайра Синкэна добилось всеобщего признания. В 1960 году Фудзита Сэйко (1899-1966), четырнадцатый патриарх Когарю ниндзюцу и президент института изучения японских боевых искусств, наградил Тайра  почётной сихан мэнкё (лицензией учителя) за вклад в развитие боевых искусств.

Позже, в 1963 году, Тайра организовал Международный союз каратэ и кобудо (Кокусай Каратэ Кобудо Рэнмэй) и назначил Хига Сэйко его первым президентом. По велению времени в 1964 году Тайра опубликовал первую свою книгу о своих исследованиях. Она была озаглавлена «Рюкю кобудо тайкан». В этой книге, тираж которой давно разошёлся, представлен краткий очерк о развитии кобудо, помещены несколько ката (бо дзюцу Судзи и Суеёси, сай и туйфа Хамахига и нунчаку дзюцу самого Тайра, и даны краткие биографии некоторых наиболее известных мастеров. Предполагалось, что эта книга будет первой из пятитомного собрания, в подробностях раскрывающего исследования Тайра. Однако слабое здоровье не позволило мастеру выпустить четыре оставшихся тома. Позже, в том же году, после опубликования книги, организация Дзен Ниппон Кобудо Рэнмэй наградила Тайра Синкэн Ханси Мэнкё (сертификатом мастера).

Усилия Тайра и его преданность главному делу своей жизни не остались незамеченными. Искусства владения оружием и каратэдо были признаны руководством американских военно-воздушных сил, базировавшихся на Окинаве, и, послужив мостиком дружбы между двумя народами, пробудили интерес Запада к культуре Японии. При содействии Сэмюэла Китамура, заместителя директора Американского бюро по связям со СМИ,  Сэнсэю Тайра было предложено провести показательные уроки в школах  военных баз на Окинаве, на что он с удовольствием откликнулся.

Сообщение о показательных уроках прозвучало в выпусках новостей ДВРС (Дальневосточной радиостанции) и появилось на страницах газеты «Морнинг Стар». Высокая комиссия генерала Ламберта, откликнувшись на широкий интерес к этому событию, охарактеризовала искусство Тайра  как «бесценный образец культурного наследия». Комиссия также отметила, что более глубокое изучение этого удивительного национального искусства способно значительно сблизить две страны и культуры. Вследствие этого Тайра Синкэн был приглашён лично представить свои исследования в США, и вновь он с готовностью откликнулся на сделанное предложение.

Продемонстрировав 15 различных видов оружия с полным набором фотографий и объяснений их использования и применения, Тайра Синкэн открыл новую эру в развитии искусства владения оружием. Его вклад был по достоинству оценен, заняв почётное место в стенах Смитсонского института.

             В сентябре 1970 года Тайра Синкэн скончался в собственном доме от рака желудка. И если справедливо выражение «Высокие деревья влияют на силу ветра», то Тайра Синкэн был и остаётся самым высоким деревом в лесу кобудо.


Яндекс.Метрика